Крылатые слова и афоризмы. Желтая пресса...

Желтая пресса.

Выражение это родилось в «стране янки», Соединенных штатах. В 1895 г. в нью-йоркской газете The World появился ряд рисунков, изображавших детей, в том числе одного ребенка в желтой рубашонке — «Желтого малыша», потешные выражения которого быстро приобрели популярность у читающей публики. Когда газета The World перестала помещать эти рисунки, они начали появляться в другой сенсационной газете New-York Journal, и между этими двумя газетами возгорелся ожесточенный спор из-за права первенства на этого «Желтого малыша». Редактор New-York Press. Эрвин Уордман назвал в передовице (весной 1896 г.) обе эти газеты «желтой прессой», отнес их в категорию «желтого журнализма», после чего фраза эта стала синонимом прессы дешевых сенсаций, а затем и вообще низкопробного и лживого журнализма.

Желтуха.

Прозвище, данное парижскими пролетариями Бриану (La Jaunisse).

Желтый билет.

Выдавался столичной полицией царской России проституткам. Исторический факт, что еврейкам, не имевшим «права жительства» в Петербурге, иногда приходилось выправлять себе в полиции «желтый билет», дававший им знаменитое «право», после чего можно было поступить в высшее учебное заведение! Ныне «желтый билет» — синоним продажного журналиста.

Желудочный вопрос, утробный вопрос.

Относящаяся к 1863 г. фраза Лассаля о всеобщем избирательном праве, являющаяся парафразом слов методистского пастора Стифенса о чартизме на митинге близ Манчестера в 1888 г.: «Чартизм — это вопрос ножа и вилки; хартия — это значит: хорошее жилище, хорошая еда и питье, достаточные средства к жизни и короткий рабочий день».

Жена Пентефрия.

Синоним соблазнителя или соблазнительницы. По библейской легенде о целомудренном Иосифе, которого тщетно пыталась соблазнить жена египетского сановника Пентефрия.

Жена Цезаря выше подозрений.

Так будто бы ответил Юлий Цезарь (100—44 г. до нашей эры), когда его спросили, почему он развелся со своей женой, раз ему ничего не было известно об ее связи с Публием Клодием.

Жен и детей заложить.

Эта фраза приписывается Минину (начало XVIII века), приглашавшему нижегородцев «заложить жен и детей», если не хватит казны для освобождения родины от поляков.

Жертвы общественного темперамента.

Встречается у Салтыкова-Щедрина («Круглый год», 1879, 1 августа; «Мелочи жизни», гл. 2-я, «Адвокат») и в прессе 70-х и 80-х годов, употреблялось для благозвучия вместо грубого «проститутка».

Жестокие, сударь, нравы в нашем городе.

Кулигин в «Грозе» Островского, действие 1-е, явление 3-е.

Жестокий талант.

Н. К. Михайловский, публицист и критик (1842—1904) о Ф. М. Достоевском (статья под таким заголовком).

Живая хронология.

Рассказ А. П. Чехова.

Жив, жив курилка!

Пушкин, стихотворение под таким заголовком, посвященное Каченовскому (1825). Курилка — народная игра с зажженной лучинкой. В переносном смысле человек, которому по всем правилам пора бы погибнуть или исчезнуть — а он все здравствует.

Живой труп.

Драма Толстого. При склонности Толстого к цитатам и образам из евангелия возможно, что заглавие драмы навеяно было на него новым заветом, 1-м посланием к Тимофею, гл. 5-я, стих 6-й, где говорится: «вживе мертвый».

Живопись — немая поэзия.

Афоризм приписывается греческому поэту Симониду (556—469 г. до нашей эры).

Живут только в Париже, а в других местах прозябают.

Из 3-го действия, сцены 9-й пьесы французского поэта и драматурга Ж. Л. Грессе (1709—1777), «Злодей».

Живые мощи.

Заглавие одного из рассказов И. С. Тургенева в «Записках охотника».

Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Н. А. Некрасов, «Нравственный человек» (1847).

Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.

Некрасов, «Песня Еремушке» (1858).

Жизни мышья беготня.

Пушкин., Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы (1830) и начинающиеся: «Мне не спится, нет огня».

Жизни чистой, человеческой
Плодотворное зерно.

Некрасов, «Песня Еремушке» (1858).

Жизнь есть борьба.

Древнейший источник фразы — 96-е «Письмо» римского философа Сенеки Младшего (4-й г. до нашей эры—65-й г.: «Жить, мой Луцилий, значит воевать». Впрочем, и в библии (книга Иова) встречается фраза «жизнь человека есть борьба». В новейшее время фраза встречается в вольтеровской трагедии «Фанатизм или пророк Магомет»: «моя жизнь есть борьба», каковую фразу сделал своим девизом автор «Севильского цирюльника» Бомарше. И даже маркиза Помпадур считала свою жизнь борьбою — против дворцовых интриг, разумеется.

Жизнь коротка, искусство долговечно (длительно).

Цитируется чаще всего в латинской форме: Ars longa, vita brevis, заимствованной из афоризмов Гиппократа (с греческого оригинала). Дословная «длиннота» искусства понимается двояко: и в смысле длительности, и в смысле обширности искусства.

Жизнь наша пир: с приветной лаской
Фортуна отворяет зал,
Амур распоряжает пляской,
Приходит смерть, и кончен бал.

Принадлежит А. Д. Илличевскому (1798—1837), однолетке Пушкина и его товарищу по лицею. Пушкин ценил его эпиграммы. Приведенный отрывок взят из его стихотворения «Три слепца» — первоисточник весьма популярного выражения «и кончен бал».

Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая…

Из автобиографического стихотворения «Вырыта заступом яма глубокая» И. С. Никитина (1824—1861).

Крылатые слова. Оглавление »»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *