Крылатые слова и афоризмы. Даю, чтобы ты дал...

Даю, чтобы ты дал.

По-латыни: «Do ut des («Политика Do ut des»). Формула «даю, чтобы ты дал» является принципом римского права. В европейской истории впервые публично провозглашен Бисмарком, в речах, произнесенных в германском рейхстаге (конец 1884 и начало 1885 г.), где он говорил о своих сношениях с Лассалем, на которые ему указал Бебель. «Что мог бы мне предложить и дать Лассаль?.. Он не такой человек, с которым могли бы быть заключены определенные соглашения насчет do ut des». Политика Do ut des означает, таким образом, политику взаимных уступок.

Двадцать два несчастья.

Тип неудачника Епиходова из «Вишневого сада» А. П. Чехова.

Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия.

По свидетельству А. И. Герцена («Былое и думы», ч. 4-я, гл. 25-я), эти слова произнес поэт Н. П. Огарев (1813—1877), повторивший в данном случае слова шиллеровского Дон Карлоса. См. Ничего не сделано для бессмертия.

Дважды два — стеариновая свечка.

Женская логика, по мнению доморощенного российского женоненавистника Пигасова (один из персонажей тургеневского «Рудина», гл. 8-я: «мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять, или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка»); цитировано Лениным на 4-м Конгрессе Коминтерна 13 ноября 1922 г.

Двенадцатый час.

Ошибочно цитируется вместо «одиннадцатого часа» (см. это выражение).

Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных.

Фамусов в «Горе от ума» (действие 2-е, явление 5-е).

Дворяне — одно из надежнейших орудий правительства.

Из «Полицейской энциклопедии» («Руководство для полицейских чинов») Моллериуса, видного чиновника московского градоначальства в начале 1900-х годов.

Дворянская обида.

Освобождение крестьян в 1861 г. У Салтыкова-Щедрина, «Убежище Монрепо», гл. 2-я (1878/79).

Дворянские гнезда.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева (рассказ «Мой сосед Радилов»). Его же роман «Дворянское гнездо».

Дворянской ленью врачуя совести недуг.

Из стихотворения И. С. Аксакова «Добро б мечты».

Двуликий Янус, двухголовый Янус.

Древне-латинское божество с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и к будущему). Он считался богом всяких «ходов» и «выходов», почему и стал символом двуличия в смысле двоедушия.

Двусмысленная слава и недвусмысленный талант.

Отзыв Игоря Северянина о себе в стихотворении «Поэма вне абонемента» (1912), оказавшийся пророческим.

Двух станов не боец, но только гость случайный.

Так начинается одно из стихотворений Алексея Толстого (1817—1875).

Девственная речь.

См. Maiden speech.

Девятый вал.

См. Все решит последний, грозный.

Действительный статский кокодес.

Титул, данный петербургским сановникам Салтыковым-Щедриным («Дневник провинциала в Петербурге», 1872/73). «В среде умеренности и аккуратности», 1874—1877).

Действовать «алла тюрка», «по-турецки».

Все обещать и ничего не делать. Испытанная политика турецких султанов дореволюционных времен в отношении «покровительниц христиан» — европейских держав.

Декаданс, декаденты.

Это французское слово, означающее «упадок», было пущено в ход во Франции в 1885 г. по адресу поэтов, обративших на себя внимание выступлениями против «признанных авторитетов». Движение это вскоре слилось с символизмом. В России органом декадентов был существовавший недолгое время московский журнал «Весы».

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

Пушкин, из 1-й песни «Руслана и Людмилы» (1817—1820)

Дела и дни.

По заглавию поэмы греческого писателя IX века до нашей эры Гезиода (цитируется и переводится также: «труды и дни»). Эта фраза уподобляется также фразе «Как живет и работает» такой-то.

Дела на завтра!

Фраза Архия, правителя Фив (IV век до нашей эры), сказанная им при получении письма, которое его просили прочесть немедленно. В письме сообщалось о заговоре против него, и эта отсрочка стоила ему жизни.

Дела? Очень просто: это деньги ближних.

Александр Дюма-сын (1824—1895), в комедии: «Денежный вопрос», действие 2-е, сцена 7-я.

Дело веков поправлять не легко!

Некрасов, «Саша» (1855).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *