Крылатые слова и афоризмы. Господа ташкентцы...

Господа ташкентцы.

Салтыкова-Щедрина (1869—1872). Тип рвачей, хватателей концессий, жирных местечек в банках, акционерных компаниях, колониальных дельцов и пр., описанный Щедриным в сатире этого названия.

Господин Искариотов —
Добродушнейший чудак:
Патриот из патриотов,
Добрый малый, весельчак,
Расстилается, как кошка,
Выгибается, как змей…
Отчего ж таких людей
Мы чуждаемся немножко?
И коробит нас, чуть-чуть
Господин Искариотов —
Патриот из патриотов —
Подвернется где-нибудь?

Из стихотворения Беранже (1780—1857) «Господин Искариотов», перевод В. Курочкина. Очень часто цитировавшиеся в 70-х и 80-х годах строки по адресу «гороховых пальто» (см. это выражение).

Господская мораль, мораль господ.

Существует господская мораль и рабская мораль — поучает Фр. Ницше в «По ту сторону добра и зла» 1886).)

Государственная колесница.

Из Монье и Вэза «Возвышение и упадок Жозефа Прюдома» (1857).

Государственная машина.

Мысль о государстве, как о машине, принадлежит к очень древним понятиям. Отчетливо она выражена впервые в «Левиафане» Гоббса (1651), с 70-х годов XVIII века встречаются, наряду с государственной машиной, «политическая машина» и «правительственная машина». Встречается у К. Маркса в «18 брюмера Луи Бонапарта», гл. 7.

Государственные младенцы.

Салтыков-Щедрин, в «Господах ташкентцах» (1869—1872), «Ташкентцы приготовительного класса», Параллель 3-я.

Государство в государстве.

Выражение возникло, как полагают, во времена преследований гугенотов во Франции. Впервые его употребил Т. д’Обинье в выпущенной между 1610 и 1620 годами брошюре «О долге королей и подданных», где он, перечисляя требования реформантов, говорит: «все это может назваться сделать государство в государстве». После него это выражение было не раз повторено другими французскими писателями XVII века.

Государство есть не Что иное, как орудие подавления одного класса другим.

Фр. Энгельс, Введение к «Гражданской войне во Франции в 1870—71 г.» К. Маркса.

Государство у нас рабочее, с бюрократическим извращением.

Ленин, «О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибке т. Троцкого», 30 декабря 1920 г.

Государство — это я.

Фраза приписывается Людовику XIV, французскому королю (1643—1715), который будто бы произнес ее в апреле 1655 г. в заседании парламента. Это опровергается серьезными историками. Журнал «Английское обозрение» за 1851 г., выходивший на французском языке, утверждает, что инициатором этой фразы была английская королева Елизавета.

Готовиться для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.

«Гражданин» К. Ф. Рылеева. Последнее из стихотворений этого поэта-декабриста, написанных им на свободе.

Готтентотская мораль, мораль готтентотов.

«Добро — это если я украду твою жену. Зло — если ты украдешь мою жену». По мнению серьезных этнографов, на готтентотов в этом отношении взвели напраслину.

Грабь награбленное.

«Прав был старик-большевик, объяснивший казаку, в чем большевизм. На вопрос казака: А правда ли, что вы, большевики, грабите? — старик ответил: Да, мы грабим награбленное» (Ленин, речь перед агитаторами 24 января 1918 года).

Гражданская скорбь.

Выражение родилось в 60-е годы и первоначально употреблялось зубоскалами иронически. В «Медвежьей охоте» Некрасов пишет:
Да, славной смертью, смертью роковой
Грановский умер… кто не издевался
Над «беспредметною» тоской?
Но глупый смех к чему не придирался!
«Гражданской скорбью» наши мудрецы
Прозвали настроение такое…
Над чем смеяться вздумали, глупцы!
Опошлить чувство силятся какое!

Гражданское мужество.

«В среде умеренности и аккуратности» Салтыкова-Щедрина, гл. 4-я. В современном значении употреблено, по-видимому, впервые поэтом-декабристом К. Ф. Рылеевым (ода под таким заглавием от 1823 года).

Границы отступления.

Ленин, заключительная речь на московской губпартконференции, ноябрь 1921 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *