Указатель авторов, цитируемых в книге

АВГУСТИН, Аврелий (Блаженный), богослов (353—430), основоположник средневековой философии. 65, 82, 254, 402.

АКСАКОВ, Иван Сергеевич, публицист-славянофил (1823—86), автор сборника стихотворений на гражданские мотивы. 21, 43, 44, 81, 122, 134, 149, 161, 235, 256, 262, 305.

АЛКЕЙ. Греческий поэт-лирик, жил около 600 г. до нашей эры на Лесбосе, известен одами, в которых он громил тиранов. 167, 397.

АЛЬГАРОТТИ, Франческо, итальянский писатель (1712—1764), приближенный «философа из Сан-Суси» Фридриха II, путешествовал по России. 61, 402.

АНДРЕЕВ, Леонид Николаевич (1871—1922), плодовитый писатель, развивавшийся под сильным влиянием Горького; автор «Жизни Василия Фивейского», «Красного смеха», «Губернатора», пьес «Царь Голод», «Жизнь человека», «Анатэма», «Анфиса», «Дни нашей жизни» и «Рассказа о семи повешенных». Кончил жизнь в белой эмиграции, в Финляндии. 191, 237, 371.

АНДРИЕ, Франсуа-Гильом, французский поэт и драматург (1759—1833), представитель позднего французского классицизма. 133.

АННИБАЛ, или Ганнибал, карфагенский полководец (247—183 г. до нашей эры), ожесточенно боровшийся с деспотизмом Рима, двукратно успешно воевавший с ним и в конце концов разбитый Сципионом Африканским. 28.

АН-СКИЙ, псевдоним Семена Акимовича Раппопорта, публициста-народника, писавшего также рассказы и повести на русском языке и на еврейском жаргоне. Род. 1863 г. 158.

АПУХТИН, Алексей Николаевич (1841—93), поэт-лирик, служитель «искусства для искусства», певец «светского общества» по преимуществу. Из его стихотворений особенно известно «Сумасшедший», некогда часто декламировавшееся на эстрадах, и «Ночи безумные», романс, положенный на музыку. 153, 165, 218, 245, 252, 262, 377.

АРАКЧЕЕВ, Алексей Андреевич, граф, друг Александра I, специалист усмирения крестьян и инициатор «военных поселений», организации крестьянского населения в военные общины с жесточайшей палочной дисциплиной (1769—1834). 167.

АРИСТОТЕЛЬ. Величайший греческий философ и натуралист (384—322 г. до нашей эры), глава древней философской школы «перипатетиков», основоположник естественно-исторического исследования природы, указавший на первостепенное значение наблюдения и опыта как метода изучения природы. 285, 423.

АРИСТОФАН. Древнегреческий драматург (452—380 г. до нашей эры), автор комедий «Облака», «Птицы», «Лизистрата», «Лягушки» и др. 97.

АРХИМЕД, величайший математик и физик классической древности, грек, убитый римскими воинами при взятии Сиракуз (287—212 г. до нашей эры). 112, 389, 412.

БАЙРОН, Джордж Гордон, один из величайших английских поэтов (1788—1824), влияние которого сильно сказалось на русской поэзии (особенно на Лермонтове). Главные его поэмы: «Чайльд-Гарольд», «Манфред», «Дон-Жуан». «Байронизм» — культ мрачных, одиноких духом, но сильных «демонических» личностей. 247, 248, 301, 398.

БАКУНИН, Михаил Александрович (1814—76), революционер, анархист, друг Станкевича, друг Белинского, впоследствии Прудона, участник ряда восстаний в Западной Европе, в 1850 г. был выдан саксонским правительством русскому, провел 5 лет в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, затем сослан в Восточную Сибирь, откуда бежал через Японию и Америку и Лондон. Не поладив с Марксом в I Интернационале, неудачно пытался основать собственную партию. Бакунинский интернационал, «Юрская федерация», сошел на нет к 1877 г. Умер в Берне, в Швейцарии. 169, 368.

БАЛЬЗАК, Оноре (1799—1850), французский романист, «отец французского реализма», величайший «бытописатель и психолог капиталистического царства», по определению В. Фриче, непосредственный предшественник Золя в натуралистической школе. Известна его серия романов «Человеческая комедия» («Отец Горио», «Физиология брака», «Женщина в тридцать лет», «Шагреневая кожа» и др.). 34, 367.

БАЛЬМОНТ, Константин Дмитриевич, род. 1867 г., даровитый поэт, впервые, по его утверждению, открывший в «русской речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны», индивидуалист, лишь на короткое время в «Песнях мстителя» пытавшийся слиться с жизнью массы. Превосходный переводчик иностранных поэтов и прозаиков (Шелли, По, Ибсен и мн. др.). Ныне в белой эмиграции. 370.

БАРАТЫНСКИЙ, Евгений Абрамович, видный поэт пушкинской эпохи (1802—44), поэт-мыслитель, пессимист по мировоззрению и мироощущению, воспевал тоску и скуку существования. 62, 112, 153, 158, 223, 233, 291, 331, 335.

БАРЕР, Бертран (1755—1841), французский политический деятель и писатель, участник Великой французской революции, голосовавший в Конвенте за казнь Людовика XVI, а позднее за казнь жирондистов и затем Дантона. Человек беспринципный, он после переворота 18 брюмера стал прислуживаться к Наполеону. В эпоху революции ему дано было прозвище «Анакреона гильотины». Из его сочинений известна «Свобода морей» (1796). 118.

БАРБЬЕ, Огюст, видный французский сатирик (1805—82), в главном своем сборнике сатир «Ямбы» (1831) бичующий распущенность современного ему общества и бессмысленное поклонение Наполеону I («Идол»). В «Лазаре» (1837) он рисует бедственное положение пролетариата Англии и Ирландии. 189.

БАРЫКОВА, Анна Павловна (1839—93), поэтесса «гражданского» направления, в своих стихах выступала противницей мещанского семейного уклада. Ее стихотворение «В альбом счастливице», появившееся в 1878 г. в «Отечественных записках», вызвало целую бурю в охранительной печати. 275.

БЕЛИНСКИЙ, Виссарион Григорьевич, знаменитый публицист и критик (1810—48), учитель и духовный вождь поколения писателей 40-х годов, друг Герцена, Огарева, Станкевича. Писал в «Московском наблюдателе», в «Телескопе», в «Отечественных записках» и «Современнике». 90, 110, 114, 206, 244, 258, 316, 324.

БЕНЕДИКТОВ, Владимир Григорьевич (1807—73), поэт, деятельность которого началась в пушкинскую эпоху, в 60-х годах прошлого века нравился стихами на гражданские темы, в дальнейшем был забыт и не читался, хотя Бальмонт и Сологуб пытались усмотреть в нем предтечу современных поэтов «слагателей новых слов и созвучий»... Был прекрасным переводчиком иностранных поэтов (Мицкевича, Гюго, Теофиля Готье). 159, 162, 165, 173, 195, 264, 278, 306, 309, 385.

БЕНТАМ, Иеремия, английский философ и юрист (1748—1832), основатель утилитаризма — философии, строящей право и мораль на принципе пользы. Идеи Бентама пользовались большой популярностью в России в начале XIX века. 225.

БЕРАНЖЕ, Пьер-Жан, народный поэт Франции (1780—1857), в свое время сыгравший значительную роль в поддержке оппозиционных к правительству настроений мелкой буржуазии. Неоднократно подвергался репрессиям со стороны Бурбонов. «Песни» его переведены на все европейские языки, в том числе и на русский, у нас Беранже был особенно популярен в 60—70-х годах прошлого века, благодаря превосходным переводам С. В. Курочкина и братьев Тхоржевских. 53, 105, 106, 131, 176, 205, 227, 251, 395.

БЕРГ, Федор Николаевич, писатель (1840—1909), начал свою литературную деятельность сотрудником «Современника», но в конце 60-х годов стал отходить вправо и постепенно перешел в лагерь охранителей. Его повести («Закоулок», «Заозерье» и др.) мало художественны, более известны его переводы из Гейне. 253.

БЕРНЕ, Людвиг, знаменитый немецкий публицист (1786—1837), издавал журналы, в которых с неподражаемым остроумием и едкостью высмеивал реакционную политику немецких монархов, боролся за свободу прессы. Преследуемый немецкой полицией, он переехал в Париж, где после июльской революции поселился навсегда. Наиболее известны его «Парижские письма» и «Менцель-французоед». Вместе с Гейне он явился родоначальником и духовным вождем писательской группы «Молодая Германия», идейно подготовившей революцию 1848 г. в немецких государствах. 130, 147.

БИКОНСФИЛЬД, Бенджамин (Дизраэли), английский политический деятель (1804—81), в первое время своей деятельности радикал, а затем консерватор и протекционист, сторонник империалистической политики. Автор нескольких романов: «Вивиан Грей» — своего рода политическая сатира на нравы современного ему светского общества, «Сибилла», «Конингсби» и др. 28, 182, 188, 237, 261, 290, 309, 375, 434.

БИСМАРК, Огто, «железный канцлер», знаменитый германский политический деятель (1815—98), вдохновитель и руководитель франко-прусской войны 1870—71 года и творец объединенной Германской империи. Известен своей борьбой с рабочим движением. Был кумиром германской буржуазии, до сих пор благоговеющей перед его памятью. 29, 67, 83, 101, 177, 220. 234, 283, 284, 291, 296, 312, 314, 378, 439.

БЛОК, Александр Александрович (1880—1921), поэт, автор «Стихов о прекрасной даме», «Балаганчика», поэмы «Двенадцать». 86, 311, 313.

БОБОРЫКИН, Петр Дмитриевич (1836—1927) романист, отразивший своим творчеством историю возникновения и развития русской буржуазии (романы «Дельцы», «Китай-город», «Василий Теркин», «Перевал» и др.), автор массы повестей, фельетонов, драм и пр. 163.

БОГДАНОВИЧ, Ипполит Федорович, поэт (1743—1803), известен главным образом поэмой «Душенька», пленившей публику легкостью стиха и новизной содержания (ею увлекался между прочим Пушкин); поэма явилась первой ласточкой грядущего реалистического направления в русской литературе и выдержала в свое время свыше 15 изданий. 74.

БОМАРШЕ, Пьер, знаменитый французский драматург (1732—99), слава которого основывается на двух революционных комедиях: «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Блестящая конструкция и остроумный диалог обеспечивают им до сих пор неизменный успех на сцене. Первая из них (1775) составила также сюжет известной оперы Россини, свыше ста лет идущей на сценах всего мира. 56, 132, 204, 350, 391.

БРАЙТ, Джон, английский политический деятель (1811—89), либерал, сторонник свободы торговли, борец за отмену хлебных пошлин, тяжело ложившихся на бюджет английского пролетариата. 28.

БРЮСОВ, Валерий Яковлевич (1873—1925), современный поэт и переводчик иностранной поэзии. 3 тома стихов «Пути и перепутья», ряд статей и монографий о русской поэзии, об иностранных поэтах и писателях. В практической работе и творчестве примкнул с 1918 г. к Октябрьской революции и умер членом ВКП. 177, 257, 347, 366.

БУАЛО, Никола, французский поэт и критик (1636—1711), автор известных «сатир», в которых он осмеивал современную ему слащавую салонную великосветскую поэзию, и системы эстетики (правил поэтического творчества), изложенной в книге «Искусство поэзии» (1674); известен его принцип «трех единств» в построении драматических произведений. Эстетика Буало («теория ложного классицизма») оказала в свое время большое влияние на литературу не только Франции, но и других стран, между прочим и России (напр. на А. Кантемира). 99, 255, 360.

БЭКОН, Фрэнсис (Бэкон Веруламский), знаменитый английский философ (1561—1626), основатель современного эмпиризма. Главный его труд — «Новый Органон» (1620), где разработаны начала индуктивного метода. Бэкону приписывалось авторство произведений Шекспира. 199, 230.

ВЕЛЛИНГТОН, Артур Уэлсли, английский полководец (1769—1852), победитель Наполеона при Ватерлоо. 42, 59.

ВЕНЕВИТИНОВ, Дмитрий Владимирович, безвременно скончавшийся даровитый поэт (1805—27), был близок к декабристам. Превосходный критический дар сблизил его с Пушкиным. 110, 174, 226, 238, 297, 308.

ВЕРГИЛИЙ (Виргилий), римский поэт (70—19 г. до нашей эры); особенно известна его недоконченная эпическая поэма «Энеида»— приключения Энея, вождя группы троянцев, бежавших с родины после гибели Трои. 114, 429.

ВЕРЕЩАГИН, Василий Васильевич, знаменитый художник (1842—1904), погибший на взорванном японцами броненосце «Петропавловск». Большинство его картин находится в Третьяковской галлерее в Москве. Лучшие его картины — этнографические и особенно батальные (военные), в которых он показал всю неприглядность войны. 232.

ВИЛАНД, Христофор Мартин, немецкий поэт (1733—1813), наряду с Клопштоком и Лессингом предтеча самостоятельной национальной литературы в Германии, писал статьи по эстетике и философии; пиэтист и мистик в первом периоде своего творчества, он позднее решительно переходит к реализму. Первый переводчик Шекспира на немецкий язык. 142.

ВИРХОВ, Рудольф (1821—1902), знаменитый немецкий ученый, главным образом физиолог, исследователь патологии клетки и тканей; видный деятель германской партии свободомыслящих, а до того прогрессистской, горячий противник Бисмарка и клерикализма, ревностный участник «культуркампфа». 195.

ВОЕЙКОВ, Александр Федорович, писатель (1778—1839), переводчик и издатель литературных сборников. Известна его сатира на современный ему литературный мир, «Дом сумасшедших» (1814). 57, 264.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *