Крылатые слова и афоризмы. Так проходит слава мирская

Так проходит слава мирская.

Или: слава на свете. Цитируется чаще всего в латинской форме Sic transit gloria mundi. Фраза заимствована из церемониала входа нового папы для коронования в собор св. Петра. Пред ним сжигали на трости паклю и трижды восклицали: «Святой отец, так проходит» и т. д. У Фомы Кемпийского в «Подражании Христу» (1441), задолго до того, как был введен этот церемониал, встречается фраза: «О, как быстро проходит слава мирская!»

Тактика генерала Реада.

См. Туда умного не надо.

Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

А. С. Пушкин, «Полтава», Песнь 1-я.

Такую музу мне дала судьба:
Она поет по прихоти свободной,
Или молчит, как гордая раба.

Н. А. Некрасов, из поэмы «Мать» (1877).

Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог!

М. Ю. Лермонтов, из стихотворения, начинающегося «Я не люблю тебя» (1830).

Так это бунт?

См. Нет, ваше величество.

Там будут лишь учить по-нашему — раз, два!

См. Я вас обрадую.

Там русский дух… там Русью пахнет.

А. С. Пушкин, Пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый»).

Там только люди да цепи,
Цепи да люди…

Из «Если ты странствуешь, путник» И. Ф. Федорова-Омулевского (1836—1883). О Сибири и ссылке.

Танталовы муки.

См. Муки Тантала.

Танцовать на вулкане.

См. Мы танцуем на вулкане.

Тартюф.

Тип лицемера и ханжи, созданный Мольером. Его комедия под таким заглавием (1667).

Таскать каштаны из огня для кого-нибудь.

Образ заимствован из басни Лафонтена (1621—1695) «Обезьяна и кошка». Лафонтен при этом использовал значительно более древний мотив.

Ташкентец, ташкентцы.

«Это просветитель вообще, на всяком месте и во что бы то ни стало; и притом просветитель, свободный от наук, не смущающийся этим, ибо наука, по мнению его, создана не для распространения, а для стеснения просвещения». Салтыков-Щедрин, «Господа Ташкентцы» (1869—1872), «Что такое ташкентцы». По сути дела — рвач и любитель общественного пирога. Из числа их вербовались «деятели» для окраин.

Тащить и не пущать.

Г. И. Успенский, рассказ «Будка». Тип городового, весь смысл существования которого сосредоточился в обывательском «шивороте» и в том, чтобы «тащить» и «не пущать».

Твой стих, как божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

М. Ю. Лермонтов, «Поэт» (1838).

Творимая легенда.

«Беру кусок жизни и творю из нее легенду». Федор Сологуб (1863—1927), во введении к роману «Навьи чары».

Творить волю пославшего.

Библейская фраза (евангелие от Иоанна, гл. 4-я, 6-я, 9-я).

Театр настроений.

Московский художественный театр. Фраза родилась около 1910 г.

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер, «Сказки», «Три манеры».

Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

А. С. Пушкин, «Стансы»: «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829).

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет.

На кончину Пушкина. Ф. И. Тютчев (1803—1873).

Темное царство.

Царство самодурного купечества, мир героев Островского. Стало крылатым словом со времени появления в печати статьи Добролюбова (1836—1861) «Темное царство». Вот какое определение этому миру дает один из героев Островского, Досужев, в «Тяжелых днях», действие 1-е, явление 2-е: «…живу в той стороне, где дни разделяются на легкие и тяжелые; где люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним сведениям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями; где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне; где своя политика, и тоже получаются депеши, но все больше из Белой Арапии и стран, к ней примыкающих».

Темные люди.

Термин ведет свое происхождение со времен борьбы между гуманистом Рейхлином (1455—1522) и его противниками-папистами Пфеферкорном и другими. Он опубликовал в 1514 г. «переписку» под заголовком Epistolae clarorum virorum (Письма «светлых», т. е. знаменитых, людей). В 1515 и 1517 годах его друзья выпустили I и II том «Писем темных людей», в которых тонко высмеивали обскурантов. Те по началу были польщены вымышленными «письмами», пока не поняли, что они направлены против них. В ответ они выпустили в 1518 г. «Жалобы темных людей», но дело было сделано: за обскурантами, т. е. врагами гуманизма, врагами нового просвещения, осталась кличка «темных людей». Простодушные читатели из монахов (почти единственное грамотное сословие в те времена) долгое время принимали «письма» Рейхлина и его друзей за подлинные, пока не выяснилось, что это фикция.

Тем хуже для фактов.

Фраза приписывается Гегелю (1770—1831), будто бы ответившему так на указание, что его теории не согласуются с фактами.

Тень несозданных созданий.

Из стихотворения В. Я. Брюсова эпохи символизма.

Теперь или никогда.

Фраза стала крылатою после сражения при Ватерлоо: командующий английской частью союзной армии Веллингтон (1769—1852) обратился 18 июня 1815 г., в критический момент сражения, с этими словами к послу Испании при гаагском дворе генералу Алава. В русской политической жизни фраза была популяризована П. Н. Ткачевым (1844—1886) как лозунг нетерпеливых революционеров в 1874 г., тогда же раскритикованный Энгельсом.

Теперь мы все социалисты.

Английский король Эдуард VII (1841—1910) в речи, произнесенной им в бытность принцем Уэльским (наследником престола) в 1895 г.

Терпение, терпение и терпение.

Девиз «героя» русско-японской войны А. Н. Куропаткина.

Терпеньем изумляющий народ.

Н. А. Некрасов, «Неизвестному другу» (1866).

Терсит.

Синоним труса и грязного клеветника. По персонажу Троянской войны. См. Нет великого Патрокла.

Теруань де Мерикуры
Школы женские открыли,
Чтоб оттуда наши дуры
В нигилистки выходили.

Циркулировавшие в 70-х годах XIX века стихи русских мракобесов, злобствовавших по поводу открытия женских гимназий, а в особенности — высших женских курсов. См. Амазонка революции.

Тесная
Дорога честная.
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Иди к униженным,
Иди к обиженным —
По их стопам,
Где трудно дышится,
Где горе слышится,
Будь первый там.

Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», «Доброе время — добрые песни. Соленая».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *